Развиваться духовно невозможно без формирования религиозных понятий. Интервью митрополита Меркурия журналу «Собака.ru»

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Развиваться духовно невозможно без формирования религиозных понятий. Интервью митрополита Меркурия журналу «Собака.ru»
16 января 2012 413

В 2010 г. в школах ввели обязательный предмет «Основы православной культуры». Вы, я знаю, относитесь к этому введению осторожно. Почему?

Немного поправлю вас. Речь идет о предмете «Основы религиозных культур и светской этики», и, несмотря на все усилия Церкви, его продолжают путать с Законом Божьим. Это разные вещи, но развить человека духовно невозможно без формирования в нем религиозных понятий. Светская этика – это обезбоженная нравственность. И здесь уже культурологическим предметом не обойдешься, надо помочь ребенку вступить в личные отношения с Живым Богом – через молитву, участие в жизни Церкви. Отсюда моя осторожность: я понимаю, как важно рассказать детям о нашей культуре, но, как человек православный, ищу возможность рассказать им о вере. Сейчас это возможно только в церковно-приходских воскресных или православных школах.

Вы были управляющим Патриаршими приходами в США. Как в Америке обстоят дела с православным образованием?

В Америке есть и воскресные школы, и духовные семинарии, но главное – там узаконено преподавание религиозных дисциплин. Что касается уровня образования, я бы не советовал нашим школам на него ориентироваться. Да и в целом весь строй «цивилизации потребления», к которому хотят приучить и наш народ, не способствует появлению у людей желания развиваться культурно. Возникает некая гедонистическая псевдокультура, далекая от того, чтобы давать ответы на духовные запросы.

Читая о вас, впервые узнала и о православных детсадах. У нас они уже появились?

В Ростовской области таких садов пока нет. Увы.

Зачем так рано закладывать религию в детские головы? Учить молиться перед едой, петь церковные гимны?

Для человека светского религия – это просто придаток к «нормальной» жизни, который может быть, а может не быть. Для человека верующего – это вся полнота жизни. Может ли он помыслить о том, чтоб сознательно сделать своего ребенка в чем-то ущербным? Нет. Православные люди стараются жить христианской жизнью и, как только возможно, приносят ребенка к Причастию. Далее встает вопрос о необходимости отдать его в детский сад. А там может быть духовная пустота. Просто повторять за родителями, творить крестное знамение утром и вечером, перед едой и после, в садике ребенок может этого быть лишен. Почему? Для него вера – это естественная составляющая жизни. И поэтому необходимость в создании православных детсадов, где поддерживались бы семейные традиции, очевидна.

У вас медицинское образование, а врачи, как правило, атеисты. Как вы пришли к вере?

Среди врачей как раз большинство верующих. Есть целые общества православных врачей. Однажды архиепископа Луку Крымского, известнейшего хирурга Войно-Ясенецкого спросили: «Вы много раз делали операции. Разве вы видели где-нибудь душу?» И он ответил: «Представьте себе, я неоднократно делал операции на мозге и никакого ума там тоже не видел». Лично у меня верующими были бабушки, да и родители к вере относились с уважением. В моей жизни было немало встреч с людьми, жизнь которых была так искренно посвящена служению Богу, что не верить рядом с ними было просто невозможно.

Вы постриглись в монахи еще в институте?

Да, монашеский постриг я принял на пятом курсе института, но шел к этому не один год.
Что человеческое вам не чуждо сегодня? Что, грубо говоря, может развлечь и отвлечь?
Развлечение считаю занятием бессмысленным, а отвлечь – смотря от чего. Если говорить о работе с огромным количеством документов, то отвлечься от нее помогают поездки по епархии, общение с людьми. Радуюсь, когда получается немного побыть на природе и подышать чистым воздухом. Под настроение слушаю классическую музыку, люблю наши народные песни. Родину свою люблю, места, где я родился, где мои родители, там все счастье.

Говоря об увеличении числа храмов в городе, вы условно поделили все население на количество храмов, вышло что и в один храм приходится сорок тысяч человек. А какой по данным РПЦ процент верующих в Ростове? Сколько церквей нужно сегодня?

В Донской митрополии процент верующих выше, чем в среднем по России - очень крепки традиции в донском казачестве, да и темперамент южных людей оставляет меньше места для теплохладности - главного врага верующего. Хорошо, если на территории, где проживает десять-пятнадцать тысяч человек, будет хотя бы один храм. Из этих десяти тысяч – восемь наверняка крещены. Но зачастую относятся к Таинству Крещения неподобающим образом. Отсюда такая разница в статистике между числом тех, кто считает себя православными и тех, кто регулярно исповедуется, ходит в храм, соблюдает посты. Так что нужно нам не математикой заниматься, а душепопечением.